V-City    Маяк в океане недвижимости!

›››  Наши проекты

План расширения Москвы – новая утопия...

  схемаПринятая властями схема расширения Москвы вызывает много вопросов, ответов на которые пока не знают не только москвичи, как «старые», так и «новые», но, похоже, и сами инициаторы «удвоения Москвы».
Решение президента о создании столичного округа и удвоении территории Москвы за счет обширного юго-западного сектора Подмосковья имеет все шансы стать событием года. Инициатива, которая поначалу производила впечатление всего лишь очередной искрометной задумки нашего президента, наподобие сокращения часовых поясов, начала стремительно обрастать вполне конкретными и поражающими своим масштабом управленческими решениями.
Напомним, расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ», и перенести значительную часть госучреждений за пределы существующих границ города Дмитрий Медведев предложил в середине июня на Петербургском международном экономическом форуме. По мнению главы государства, это, с одной стороны, улучшит развитие московского мегаполиса, а с другой - облегчит жизнь огромному числу людей.
10 июля состоялась судьбоносная встреча президента России Дмитрия Медведева с мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Московской области Борисом Громовым. Ее итогом стало решение о передаче Москве из состава Московской области территории площадью 144 тысяч га, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Это должно увеличить площадь задыхающейся столицы в 2,4 раза.
Примечательно, что согласно уточнениям, появившимся на следующий день, в состав новых московских земель не войдут основные населенные пункты отходящего к столице сектора: Подольск, Климовск, Щербинка и Апрелевка. Это заметно сократит количество населения отходящего к Москве района. По имеющимся данным, оно составит около 250 тысяч человек, тогда как в одном только Подольске проживает порядка 190 тысяч жителей. Несмотря на очевидную неэтичность в отношении жителей исключенных населенных пунктов, такое решение позволяет сэкономить значительные средства на предоставлении им «московских» льгот, а также оставить в распоряжении дышащей на ладан экономики Подмосковья источник налоговых поступлений в виде подольского промышленного кластера. Главный аргумент в пользу присоединения к Москве именно этого участка Подмосковья - здесь достаточно много свободных земель.
Опубликованный на минувшей неделе план размещения органов федеральной власти на новых территориях активизировал и без того довольно активные дискуссии, начавшиеся с момента доклада мэра Москвы и губернатора Подмосковья президенту.
Переселение чиновников за МКАД должны возглавить Дмитрий Медведев и Владимир Путин, иначе ничего не выйдет, и это, кажется, понимают все заинтересованные стороны. Первыми в бывшую область переедут Администрация президента и кабинет министров, сообщил мэр Москвы. По его словам, за ними последуют и другие чиновники, потому что у них просто не останется выбора. Здания министерств в центре старой Москвы планируют распродать, а на вырученные деньги построить новые офисы.
Определенная логика в том, чтобы вынести административный центр за пределы МКАДа, есть - сейчас федеральные учреждения концентрируются в 30 разных местах города, и это создает огромную суету, беспрерывный поток курьеров, просителей, чиновников.
Опубликована карта размещения госучреждений на территории «новой Москвы». Их выселят не в единый «город чиновников», как ожидалось, а в разные районы Подмосковья. По сути, речь идет о строительстве нескольких «правительственных деревень», в которых разместятся чиновники.
Самым отдаленным от остальных объектом, согласно проекту, является президентская администрация, которая к тому же планирует переехать на новое место одной из первых - в конце Рублево-Успенского шоссе, практически вплотную к Звенигороду. Если сегодня президенту приходится приезжать в центр Москвы к сотрудникам своей администрации, то в скором времени уже чиновникам АП придется каждый день ездить в направлении нынешней загородной резиденции главы государства.
Управление делами президента будет тесно граничить с Правительством Москвы, которое, в свою очередь, примыкает к территории, отведенной для Генпрокуратуры и Счетной палаты. Сотрудникам этих федеральных ведомств досталось незавидное соседство: рядом с печально известным Бутовским полигоном (местом массового расстрела репрессированных). Расположенные по соседству гигантское Хованское кладбище и закрытый в 2007 году крупнейший в Подмосковье полигон твердых бытовых отходов «Саларьево» (в этом месте высится гора мусора высотой 70 метров) также, надо полагать, добавят пикантности проектируемым комплексам государственных учреждений.
Из всех федеральных ведомств самыми дальновидными, как теперь выяснилось, оказались сотрудники Службы внешней разведки: ее штаб-квартира еще во времена СССР предусмотрительно расположилась в «лесу» за МКАДом - практически в самом географическом центре новой, удвоенной Москвы. Не придется искать новое место жительства и Академии Генерального штаба: ее здание в свое время также дальновидно выстроили вблизи МКАД, возле главной правительственной трассы, которой теперь становится Ленинский проспект.
Следует отметить, что идея увеличения площади столицы за счет подмосковных территорий, а также создания за пределами сложившейся городской черты особой зоны размещения органов государственной власти далеко не нова. Подобные планы обсуждались еще во времена Сталина, и уже тогда в качестве приоритетного направления расширения Москвы рассматривалось именно юго-западное (как экологически наиболее благоприятное), а местом размещения госорганов должна была стать Апрелевка. В том или ином виде подобные планы не раз рассматривались и при предыдущем мэре, однако для их реализации было необходимо политическое решение, созревшее только после отставки Лужкова и резкого ослабления административных позиций Громова.
Между тем у нынешнего решения имеются не только политические, но и имиджевые предпосылки: оно самым недвусмысленным образом символизирует особое положение Сергея Собянина в федеральной системе власти. Стать мэром Москвы после работы главой Администрации президента и руководителем аппарата правительства - все-таки очень ощутимое аппаратное понижение. Поэтому, как только фамилия Собянина всплывала в связи со слухами о грядущей отставке Лужкова (а всплывала она задолго до остракизма Юрия Михайловича), обязательно говорили и про грядущее объединение столицы с областью. Как раз «под Собянина».
Впрочем, масштаб озвученного ныне замысла настолько велик, что иные наблюдатели склонны даже сомневаться, что фигура Собянина этим масштабам соответствует. Тем более что московский мэр уже фактически утратил авторство в отношении грандиозной инициативы, которая все более настойчиво отождествляется с именем Дмитрия Медведева. Статус главы формируемого в перспективе столичного федерального округа - трофей, которым не стыдно украсить свою политическую карьеру экс-президенту страны. В самом деле, в сравнении с «новой Москвой» проекты масштаба Сколкова выглядят детской песочницей на фоне бескрайней Сахары. Как знать, быть может, личные фотографы президента Медведева уже подбирают наиболее выигрышные ракурсы для будущих «исторических» фотографий своего шефа, склонившегося над бумажными макетами будущих широких проспектов, величественных архитектурных комплексов и грандиозных инфраструктурных объектов «новой Москвы».
Так или иначе, каковы бы ни были планы Дмитрия Медведева и Сергея Собянина относительно своего политического будущего, уже сегодня можно утверждать, что они вписали свои имена в историю: при них впервые с 1984 года, то есть вообще впервые за все время существования постсоветской России, раздвигаются границы столицы.
Сроки же реализации проекта таковы, что никто с нынешней команды за исполнение все равно не спросит. По оценке заместителя мэра, главы московского стройкомплекса Марата Хуснуллина, Москве может потребоваться до 20 лет, чтобы освоить и застроить присоединенные к ней земли.
Нынешнее решение заметно отличается от прежних идей, прежде всего тем, что расширение Москвы должно будет осуществляться не путем более-менее равномерного «расползания» по периметру МКАД и не путем разового поглощения всего ближнего Подмосковья, а только с участием его небольшой части. С одной стороны, это полностью оправдано тем, что столице будет весьма сложно «переварить» всю область. С другой - появление «избранных» территорий вносит дисбаланс в жизнь всего московского региона.
Эксперты уже обнаружили в обозначенных планах множество факторов риска и проблемных мест.
К примеру, заявление Собянина о том, что после присоединения юго-западного сектора Подмосковья плотность населения «старой» Москвы снизится вдвое, выглядит уж точно неубедительно. Объяснять, что заставит москвичей устремиться с насиженных мест в переполненной, но уютной и вполне комфортной Москве куда-то за МКАД, он не стал. Между тем запланированное переселение на новые территории примерно двух миллионов человек, согласно объявленным планам, потребует создания не только необходимой инфраструктуры, но и огромного числа постоянных рабочих мест. В Подмосковье сегодня их нет. Создание предприятий и офисных площадей параллельно со строительством новой Москвы остается под большим вопросом: неожиданное увеличение города на несколько десятков километров создает серьезные транспортные и логистические проблемы, в связи с чем бизнес вряд ли поспешит обживать новые территории. На создание соответствующей транспортной и иной инфраструктуры уйдут годы, а пока она не будет создана, ждать появления новых рабочих мест нет никакого смысла. Если же заселение новых территорий начнется невзирая на недостаток рабочих мест, подавляющее большинство счастливых новоселов будет вынуждено ездить на работу в «старую» Москву. И вместо ожидаемого разрешения транспортной ситуации это превратит ее в полный кошмар.
Фактически имеется всего одна категория «переселенцев», которые не будут предъявлять спрос в отношении рабочих мест и создадут минимальную нагрузку на транспортную инфраструктуру: московские пенсионеры. Отсюда прогнозируемый многими экспертами сценарий: новые территории понадобились Собянину в первую очередь для того, чтобы отселить из города малоимущих и неработающих стариков.
Между тем экспансия в юго-западном направлении в принципе не способна решить хронических транспортных проблем столицы. Поскольку никоим образом не затрагивает интересов тех прилегающих к Москве подмосковных районов, которые сегодня создают основную долю нагрузки на транспортную инфраструктуру города за счет ежедневных маятниковых потоков рабочей силы. Речь идет о восточном и северо-восточном направлениях, в которых сконцентрированы густонаселенные развитые городские территории, де-факто уже сросшиеся с Москвой в единую агломерацию: Мытищи, Королев, Балашиха, Люберцы.
Ранее специалистами предполагалось, что расширение территории Москвы будет осуществляться в первую очередь за счет этих территорий, однако Собянин и Громов приняли решение, можно сказать, диаметрально противоположного характера, как с точки зрения географической направленности, так и по существу решаемых (и не решаемых) проблем. При этом восток области, где концентрируется около 80% населения, продолжит давиться в редких и медленных электричках и стоять в пробках на узких шоссе с множеством светофоров.
Присоединение к Москве 144 000 га - настолько смелый и неожиданный шаг, что сразу возникает вопрос: в чьих интересах принято это решение? кто за этим стоит? Между тем осведомленные наблюдатели утверждают: за решением не стоят никакие лоббисты, просто президенту Медведеву в преддверии избирательной кампании понадобилась прорывная идея, а мэр Собянин взялся ее организовать. А то, что решение оказалось настолько неожиданным, связано не с обстановкой секретности, в которой оно принималось, а с тем, что оно и вправду было принято внезапно. Собянин и губернатор Московской области Громов сели, посмотрели на карты и решили - Москве быть здесь.
Отсутствие явных лоббистов не означает, с другой стороны, что принятое решение не имеет очевидных бенефициаров, ожидающих весомых выгод в результате реализации принятого решения. Впрочем, о конкретных выгодоприобретателях от расширения Москвы на сегодня можно рассуждать сугубо теоретически.
Главными среди них являются крупнейшие землевладельцы - московские банки, корпорации и ряд физических лиц, владеющие большими участками земли в Подмосковье. В выигрыше окажутся и девелоперы, которым предстоит осваивать новые огромные пространства и не менее огромные бюджетные деньги: развитие новых территорий предполагает строительство большого количества социального жилья и сотен километров дорог и коммуникаций. Учитывая масштабы работ и предполагаемые объемы государственных инвестиций, нет сомнений, что очередь из девелоперов и строителей в соответствующие структуры выстроится как с парадного, так и с черного хода. О возможных масштабах роста связанной с этим коррупции можно только догадываться.
Абсолютно неопределенными на сегодня видятся перспективы владельцев многочисленных дач и коттеджей, расположенных в этой части Подмосковья (многие из которых - люди «не простые»). Учитывая предстоящие объемы жилищного и дорожного строительства, стоит ожидать массированного отчуждения земель у частных владельцев. По закону всем им должна выплачиваться компенсация в соответствии с рыночными ценами или предоставляться аналогичные объекты недвижимости в другом месте. Сомнительно, что обладателей дач и коттеджей удастся соблазнить аналогичной недвижимостью в другой части региона, а это значит, что решить вопрос можно будет только деньгами, и немалыми.
При этом Москва вряд ли сможет выкупить земли собственников, по крайней мере по рыночной цене: их стоимость слишком велика, особенно с учетом прогнозируемого экспертами резкого роста цен на новых территориях.
Эксперты не исключают, что в Подмосковье будет использована такая же схема изъятия земель, что и в Сочи. Как проходило отчуждение земель под олимпийское строительство в окрестностях Сочи, хорошо известно из СМИ. Причем «договориться» с жителями Московской области будет значительно сложнее, чем было в Краснодарском крае. Москва уже знает примеры ожесточенного сопротивления владельцев недвижимости в Южном Бутове и обладателей не совсем законной собственности в Речнике. Остается только догадываться, что будет, когда подобные очаги сопротивления начнут повсеместно возникать на огромной территории бывшего Подмосковья.
Рассматриваются и иные, сугубо экономические рычаги воздействия на нынешних собственников подмосковной земли. В свете ожидаемого в ближайшие годы введения налога на недвижимость неизбежное повышение ее рыночной стоимости обернется непосильным бременем для многих семей новоиспеченных москвичей. Согласно одному из обсуждаемых вариантов, правительству Москвы достаточно будет утвердить новый генплан, и необходимость в выкупе земель отпадет сама собой - жилые дома и торговые комплексы можно строить и на частной земле. Понадобятся лишь участки для правительственных учреждений - а государственных земель на новых территориях для этого хватает.
Весьма актуальными представляются экспертам и экологические риски обсуждаемого проекта. Известно, что в силу господствующей в столичном регионе розы ветров именно юго-западное направление традиционно отличалось благоприятной экологией, играя роль зеленых легких столицы. Уже в силу этого перспектива массовой застройки новых территорий вызывает вполне понятное беспокойство далеко не только у профессиональных экологов. Сергей Собянин утверждает, что массовой многоэтажной застройки здесь не предполагается, а существующий лесной фонд будет, насколько это возможно, сохранен.
Однако пока это только слова, практика же застройки «старой» Москвы свидетельствует ровно об обратном. После того как Москва вторглась в Лосиный остров, начала застраивать окраины городских парков, после того как до минимума сжались зеленые зоны внутри города, что помешает бюрократической машине на условиях, так скажем, исключения сделать то же самое и в Подмосковье?
Уже сегодня, двигаясь по Киевскому шоссе, в районе Новопеределкина, совхоза «Московский» и даже в самой дальней точке новой территории, которая становится теперь парадными воротами «новой Москвы», - поселке Киевском можно наблюдать типичные образцы застройки «по-московски»: 16 этажей и выше, потому что именно эти форматы - самые экономичные для застройщика и с одного квадратного метра он получает максимальную прибыль. Чья логика победит в конечном счете: Сергея Собянина, обещающего «новым москвичам» малоэтажную застройку, коттеджи и таунхаусы, или руководства «Мосстроя», СУ-155, ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3? Догадаться нетрудно.
Отсюда главный экологический риск: массовая многоэтажная застройка приведет к вытаптыванию, сверхэксплуатации остатков лесозащитного пояса Москвы. Не потому, что его срубят на корню (хотя и без этого не обойдется), а потому, что количество людей вокруг резко возрастет и, соответственно, возрастет интенсивность использования лесов.
Наконец, когда очередь дойдет до развития транспортной инфраструктуры, вопрос о сохранении зеленого пояса встанет во весь рост, и тогда проблема Химкинского леса покажется милой причудой избалованных местных собаководов и молодых мам.
Одним словом, принятая властями схема расширения Москвы вызывает много вопросов, ответов на которые пока не знают не только москвичи, как «старые», так и «новые», но, похоже, и сами инициаторы «удвоения Москвы». Причина в том, что обсуждаемое нами решение не было хорошо подготовлено, оно не обсуждалось с экспертным сообществом, оно родилось где-то на коленке, кулуарно. Можно обоснованно ожидать, что и последующие решения будут приниматься таким же образом. Поэтому на сегодня «новая Москва» имеет все признаки утопического проекта, решающего тактические политические задачи нынешней федеральной и столичной власти, но ничего не говорящего нам о том, каким на самом деле будет облик этого мегаполиса в следующем десятилетии.
Источник:  www.rusrand.ru 

Rambler ТОП 100 Рейтинг MAIL.RU InetLog.ru - статистика сайта Яндекс цитирования счетчик                                 Counter